Проект Александра Куркина и Николая Ковалева

Историческая справка

 

Палехские Ордена «Знак Почёта» художественно-производственные мастерские
Художественного Фонда РСФСР

Творческая и производственная база Союза художников России, место работы художников Палеха, выпускников Палехского художественного училища им. М.  Горького.

5 декабря 1924  года семь бывших художников-иконописцев: Голиков, Баканов, Маркичев, братья Зубковы, и братья Котухины образуют в Палехе «Артель древней живописи».

Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» происходит реконструкция художественных организаций — распущены мелкие объединения и создан единый Союз художников СССР (СХ СССР) — творческий союз, который, объединял советских художников и искусствоведов. Ведущие палехские мастера становятся членами СХ.

В 1933 году «Артель древней живописи» преобразуется в ТПО «Товарищество Палех» и вступает во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств («Всекохудожник»).

В июле 1953 года «Всекохудожник» ликвидирован, его функции переданы  Художественному Фонду СССР, созданному при СХ СССР для осуществления заказов государственных и кооперативных организаций и учреждений на создание произведений изобразительного искусства, а также оформление выставок, общественных зданий и др.

В 1954 году регистрируется Палехское отделение Союза художников России — единственное Отделение СХ в СССР, работающее в сельской местности. Художественно-производственный коллектив растёт. На средства Художественного Фонда РСФСР в 1957—58 годах к старинному 2-х этажному зданию, постройки 1907 года, пристраивается новое, площадью 1995 кв. м.

31 марта 1958 года приказом по Художественному Фонду РСФСР творческо-производственная организация «Товарищество Палех» реорганизуется в Палехские художественно-производственные мастерские Художественного Фонда РСФСР.

В 1971 году мастерские награждаются Орденом «Знак Почёта».

Основным заказчиком являются госструктуры — «Новоэкспорт» заключает договора с иностранными фирмами за рубежом, «Росинвалютторг» осуществляет торговлю на валюту внутри страны. Более 90% продаж осуществлялось за границу.

В 70–80-х годах Палехские художественно-производственные мастерские становятся самой успешной организацией во всей системе Союза художников России. Имеют стабильное финансовое положение.

По решению Правительства начинается строительство нового здания, рассчитанного на 300 художников. За проект боролось 17 архитектурных институтов. Выиграл проект Льва Павловича Катаева. Посмотреть, как идёт строительство, приезжает Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин.

Так же на средства Художественного Фонда РСФСР для работников мастерских строятся многоквартирные жилые дома.

Мастерские оснащаются собственным современным здравпунктом, обширным автопарком, что по тем временам является исключительным для предприятий сельской местности.

С началом «Перестройки» государство перестаёт поддерживать художественный Палех. Замораживается строительство нового здания мастерских. Не выполняются социальные обязательства. На фоне этого в творческом коллективе зреет раскол между последователями строгой традиции коллективного творчества и сторонниками индивидуализма.

К концу 80-х, началу 90-х сменяющие друг друга Правления Палехской организации Союза художников пытаются найти новые формы управления, упраздняют должность директора, ликвидируют профсоюзную очередь на жильё, выживают художников из организации, а в 1993 году, оставшись в меньшинстве и вовсе сами себя (Правление ПО СХР) низлагают и распускают Палехское отделение Союза художников России. В результате вся материальная база ПО СХР оказывается в руках коммерческой организации, не имеющей отношения к структуре СХР.

Члены СХ, оказавшееся в большинстве «за бортом» организации, не соглашаются с роспуском Палехского отделения Союза художников России, и летом 1994 года Общим собранием выбирают новое Правление.

В декабре 1995 года Областной суд признаёт передачу имущества и материальной базы СХР коммерческой организации незаконным, и начинается долгая тяжба по его возвращению, продолжающаяся до сих пор.

* * *

Хронология событий будет подана более подробно в отдельных темах